Иностранцы во Франции
Рейтинг 4.40. Голосов: 5По данным исследования, опубликованного Государственным институтом статистики и экономических исследований в октябре 2012 года, во Франции жило около 5,3 миллиона иммигрантов, две трети из которых родились за пределами Евросоюза.
На самом деле, конечно, больше – здесь, как и в любой стране Европы или в Америке проживает национальных меньшинств, в том числе и множество нелегальных иммигрантов.
Самое интересное, что представителей второго поколения, то есть потомков иммигрантов, родившихся во Франции, еще больше – 6,7 миллиона. Иными словами, около 11% нынешнего населения Франции – потомки иностранцев. Это очень молодая часть населения – 40% среди них еще нет 35 лет.
До 1970-х годов иммигранты приезжали во Францию, чтобы зарабатывать деньги, и в основном из Алжира, Марокко, Испании, Италии и Португалии. В конце 1970-х полнились выходцы из Камбоджи, Лаоса и Вьетнама. Затем люди все больше и больше стали приезжать для того, чтобы поселиться в стране и основать здесь семью.
На карте французской иммиграции появились такие страны, как Китай, Турция и другие – помимо Алжира и Марокко – страны Африки. Между 1975 и 2008 годами большая часть выходцев из Испании, Италии и Португалии вернулась обратно домой. С 1999 года среди людей, которым выдают первый вид на жительство, много приехавших из Европы: число людей из Великобритании, например, выросло на 73 тысячи.
Отношение к иностранцам, в том числе к русским
Существует мнение, что к иностранцам во Франции относятся недружелюбно. Однако общаясь со многими людьми и в Париже, и за его пределами вы никогда ничего подобного не встретите. Напротив, именно потому, что вы иностранец, французы будут стремиться показать вам свое расположение. Насколько это отношение искренне – это уже другой вопрос, но у каждого может быть свое мнение.
Парижан тоже можно понять – цены на квартиры в их родном городе взлетели так, что коренные и состоятельные граждане предпочитают снимать большие квартиры, а не покупать – слишком много налогов на дорогую недвижимость, да и с парижскими ценами с минимумом 10 тысяч евро за метр не разбежишься.
Грубость встречается редко, но все же она присутствует. Из рассказов русских туристок – Когда пожилой и вполне преуспевающий рантье, живущий в шестом округе Парижа, сказал, услышав нашу с подругой речь: «Скоро от этих русских некуда будет деваться» нам стало не по себе. Мы думали, что иностранцев «не любят» только простые жители.
За подобные слова во Франции строго наказывают – тюремным заключением до трех лет или штрафами в несколько десятков тысяч евро (этот закон существует с 1881 года). Многие помнят случай с Джоном Гальяно, который публично оскорбил людей еврейского происхождения в парижском кафе и потом, осужденный всей модной общественностью, среди которой немало людей того же происхождения, с позором был изгнан с поста артистического директора Christian Dior.
Мода, как и искусство, – очень толерантная среда, где принято выделяться из толпы. Отличия, какого бы они порядка ни были, в ней только приветствуются, а любая атака на право быть «другим» воспринимается как пошлость.
Русские во Франции (французы с русскими корнями)
Русскую эмиграцию во Франции принято делить на несколько этапов. Самая легендарная – «белая эмиграция» в конце 1910-х – начале 1920-х годов, когда во Францию уезжала русская элита. Всем известны рассказы о том, как князья работали таксистами, а их красивые дочери – моделями и белошвейками.
Затем было несколько других волн, когда бежали уже из Советского Союза: период между Первой и Второй мировыми войнами, с 1960-х годов, когда во Францию устремились диссиденты и стали оставаться приезжающие туристы, а после 1990-х годов сюда едут все, кто хочет поправить свое материальное положение.
Русские люди в разное время глубоко влияли на французскую культуру. Великий Рудольф Нуреев, сбежавший из СССР во время поездки в 1961 году, руководил балетной труппой Парижской оперы Гарнье с 1983 по 1989 год.
Он расширил репертуар театра, добавил в него восстановленные произведения, начал заказывать произведения у молодых композиторов, открыл новых звезд. С его приходом театр стал престижной площадкой, получил мировую известность. А Русский балет Дягилева? Его балетная кампания «Русские сезоны», которую его труппа привозила в Париж, была и остается одним из самых значимых событий французской культуры.
Композитор Игорь Стравинский, которого открыл Дягилев, жил во Франции с 1919 по 1940 год. Здесь проходят премьеры нескольких его произведений (опера «Мавр», танцевальная кантата «Свадебка», опера-оратория «Царь Эдип»), начинается неоклассический период в сто творчестве. Многие русские художники жили во Франции: среди них Зинаида Серебрякова, Константин Сомов, Серж Полякофф, Андрей Ланской.
А вот некий Серж Гинзбург хотел стать художником, но у него все никак не получалось прославиться. Тогда уже после 30 лет он запел и заиграл – и стал культовым певцом 1960-х и 1970-х, настоящим символом свободы и сексуального раскрепощения. Этот сын русских иммигрантов прославился как с коими бесцеремонными высказываниями и провокационными текстами песен, так и романами со знаменитыми красавицами своего времени (в их числе Джейн Биркин и Брижит Бардо).
Приезжие из развитых стран (представители нашей цивилизации)
-
Рассказ русской иммигрантки
Стою я однажды в префектуре в очереди, жду. Передо мной – пожилая американская пара. Пришли подавать документы на вид на жительство. Удивительно, но американцам во Франции тоже приходится непросто – чтобы работать в стране, им, как и представителям любой нации, которая не входит в Европейский союз, необходима рабочая виза.
Но «мы, французы, очень любим американцев, – говорит им работник префектуры. Вы – представители нашей цивилизации». «А другие – нет» – съёрничала я, не сдержавшись. «Ага, нет», – подтвердил служащий. Он, конечно, сделал ошибку – такие вещи не высказывают публично в такой стране, как Франция. Но я начала думать, почему же европейская, а заодно и североамериканская цивилизация в представлении простых французских людей так отличается от прочих?
Один мой знакомый рассказывал, как, когда он получал французское гражданство, ему объясняли принципы, на которых выстраивается французское государство. «У нас много разных людей, – терпеливо разъяснял сотрудник префектуры новоиспеченным французам, собравшимся в зале заседаний. Бедные, богатые, добрые, злые, хорошие и вредные. И все имеют право на существование, если они соблюдают закон». Принять право на существование любого «вредного и злого», если он соблюдает закон, – это, наверное, и есть высшее проявление толерантности?