Национальный музей Средневековья (особняк Клюни)
Рейтинг 5.00. Голосов: 1В пяти минутах ходьбы от площади Сен-Мишель, вверх по бульвару Сен-Мишель, расположен Национальный музей Средневековья (особняк Клюни), в саду которого видны стены римских терм, относящихся к III веку.
Данное здание захватывающее дух своей красотой было построено в XVI столетии аббатами могущественного монастыря Клюни в качестве городского пристанища.
Сегодня в особняке размещается чрезвычайно богатый экспонатами Национальный музей Средневековья, вход в который находится со стороны площади Поль-Пенлеве, в доме № 6, рядом с улицей Эколь (время посещения ежедневно, кроме вторника с 9.15 до 17.45; стоимость 8,50 евро, в воскресенье 8 евро; метро Cluny/La Sorbonne).
Расположенный на двух этажах музей представляет собой сокровищницу предметов средневекового искусства и гобеленов, жемчужина, которой - серия гобеленов под общим названием «Дама с единорогом».
Само здание служит прекрасной декорацией для предметов искусства, начиная от превосходной маленькой часовни, огромных средневековых каминов, украшенных каменной резьбой и заканчивая прохладными галло-римскими термами с замысловатой кирпичной кладкой, заполненными скульптурными фрагментами.
В Национальном музее Средневековья (особняке Клюни) можно получить брошюру на английском языке, которая содержит план музея, а во время осмотра экспозиции вы сможете воспользоваться информационными листами, представленными в каждом зале.
Вам не потребуется оплачивать отдельный билет, чтобы посетить прекрасный тенистый внутренний дворик, а также музейные территории вдоль бульвара Сен-Жермен: здесь расположены лужайки, скамейки и детская площадка.
Во время ланча по пятницам (12.30) и во второй половине дня по воскресеньям (16.00) в музее Клюни проводятся чудесные концерты средневековой музыки, где солисты поют под аккомпанемент диковинных инструментов.
Первый этаж Национального музея Средневековья
Главными экспонатами музея являются гобелены, украшающие стены большинства его залов, хотя на первый взгляд они могут показаться только декорацией. Так, в зале № 3 висит гобелен, изображающий сцену воскресения Христа со спящими охранниками в средневековых доспехах, расшитый золотыми и серебряными нитями, а также гобелен XIV века, на котором красными и золотыми нитями вышиты два леопарда.
В зале № 4 на нидерландских гобеленах XVI столетия с цветами и птицами вы увидите сцены из жизни поместного дворянства: женщина за прялкой и ее слуга, который терпеливо держит для нее нитки, заигрывающий любовник, женщина в ванной, вода из которой выплескивается в пруд с утками, а также группа мужчин с ружьями, отправляющихся на охоту.
В зале № 5 экспонируются трогательно-наивные детали алтарей из дерева и алебастра, изготовленные в Англии ноттингемскими мастерскими, которые были обнаружены в домах и церквях по всей Европе.
В соседнем зале № 6 можно увидеть чудесные подсвеченные фрагменты витражей из часовни Сент-Шапель, привезенные сюда во время реставрации церкви в середине XIX века. Удивительно видеть эти произведения столь близко, особенно такие необычные сюжеты, как, например, сцена с мучеником, у которого выкалывают глаза.
Если вы пройдете далее вниз по ступенькам в современное здание, построенное вокруг старых термов, вы окажетесь в зале № 8, где выставлены шедевры XIII столетия - головы Царей иудейских с западного фасада собора Нотр-Дам де Пари (всего сохранилась 21 голова), отрубленные от статуй в дни Французской революции в результате иконоборческих настроений революционных масс; их долго считали утраченными и обнаружили лишь в 1977 году во время земляных работ около здания Оперы Гарнье.
Головы ветхозаветных царей, с испачканными, подвергшимися эрозии лицами и поврежденными коронами, выстроены в скорбную линию, символизирующую попранное величие, рядом с облаченными в одежды обезглавленными статуями.
В галло-римских термах своды зала для холодных ванн «фригидария» сохранились почти полностью, однако сейчас, в ожидании средств для реставрации, они временно укреплены гофрированным железом.
Здесь же можно увидеть две искусно украшенные резьбой капители III века, известные как «Колонна лодочников» и «Колонна Святого Ландрия» - на последней можно увидеть изображения движущихся богов и музыкантов, украшающих три стороны колонны.
Из римских терм удобно пройти в зал № 10, где под современными сводами выставлены произведения искусства главным образом в романском стиле, в частности два распятия для пыток. Вход в зал № 11, где представлена готическая скульптура, охраняют три головы с тревожными рыбьими глазами, снятые с порталов королевской базилики Сен-Дени.
Второй этаж Национального музея Средневековья
Главный экспонат музея Клюни - это, безусловно, искусно выполненная серия гобеленов «Дама с единорогом», которая демонстрируется на втором этаже в специально затемненном помещении, напоминающем часовню зал № 13. Даже если вы не интересуетесь гобеленами, то все равно согласитесь с тем, что эти гобелены просто великолепны. Они образуют красочную аллегорическую серию из шести разных эпизодов, в каждом из которых появляется прекрасная дама в сопровождении льва и единорога.
Гобелены датируются концом XV столетия, возможно, они были изготовлены в Брюсселе для семьи Ле Вист - купцов из Лиона, предположительно в честь появления у этого рода своего герба, на котором изображены три полумесяца на голубой полосе, расположенной по диагонали, как это отражено на флагах в некоторых эпизодах.
На гобеленах виден приглушенный красный фон, расписанный множеством крохотных цветочков (отсюда название этого стиля мильфлёр - «тысяча цветов»), птичек, растений и животных.
Каждый эпизод представляет собой аллегорию одного из чувств, причем в качестве главного персонажа всех эпизодов выступает роскошно одетая молодая женщина: вот дама берет сладости из предложенной ей вазы («Вкус»), играет на переносном органе («Слух»), собирает ожерелье из гвоздики («Обоняние»), держит зеркало перед единорогом, который с удивлением смотрит на свое отражение («Зрение»), или же дотрагивается рукой до рога животного («Осязание»).
Последний шестой эпизод, с загадочным названием «Моему единственному желанию», изображает сцену, где дама кладет свое ожерелье в ларец для драгоценностей, который держит ее служанка.
Специалисты трактуют этот эпизод по-разному. Некоторые полагают, что он выражает опасную страсть, порожденную чувственностью, и доказательство тому, открытый позади полог, который выглядит как приглашение; другие же считают, что это аллегория шестого чувства «Морального долга», который уберегает даму от совершения подобного греха.
Другие экспонаты второго этажа Национального музея Средневековья (особняка Клюни) представляют собой огромное скопление разных предметов: здесь вы увидите резные скамьи для певчих, фрагменты алтарей, изделия из слоновой кости, витражи, иллюстрированные часословы, игры, изделия из меди и другие предметы роскоши.
В зале № 16 представлены церковные изделия из золота и эмали, в частности вестготские короны для обетов, датируемые XVII веком и искусная Золотая базельская роза на длинном стебле, изготовленная для авиньонского папы в 1330 году.
Войдя в зал № 17, вы опять попадаете в особняк Клюни (французское название Mus?e national du Moyen ?ge). Яркие гобелены, потолочные балки и резные камины заставят вас забыть о том, что вы находитесь в музее, особенно в часовне, оформленной в стиле «пламенеющей готики» (зал № 20), которая сохранила свой замечательный свод, расходящийся веером от центральной колонны.
-
Официальный сайт: www.musee-moyenage.fr
Больше фотографий Национального музея Средневековья (особняк Клюни) тут: Фотогалерея