Музей искусства и истории иудаизма
Рейтинг 5.00. Голосов: 1В доме № 71 по улице Тампль, в прекрасно отреставрированном особняке Сент-Эньян расположился Музей искусства и истории иудаизма (время посещения понедельник-пятница с 11.00 до 18.00, воскресенье, 10.00-18.00; стоимость 6,80 евро).
Музей был открыт в 1998 году как объединение экспозиции бывшего Музея еврейского искусства, частной коллекции дирижера оперы Исаака Штраусса, и архивов Дрейфуса, подаренных музею.
Музей искусства иудаизма посвящен культуре, истории и достижениям в искусстве еврейской общины Франции, хотя здесь есть много экспонатов и из других стран Европы, а также из Северной Африки. В результате в музее представлена чрезвычайно обширная коллекция, столь же познавательная, сколь и прекрасная. Если вы хотите подробнее познакомиться с экспозицией музея, то можете воспользоваться аудиогидом.
Экспозиция музея искусства и истории иудаизма расположена на трех этажах, причем на двух верхних в маленьких комнатах выставлено много разнообразных экспонатов от эпохи Средневековья до XX столетия.
К наиболее интересным из них относятся: лампа-ханука в готическом стиле – один из немногих предметов быта французских евреев, сохранившийся со времен их изгнания из страны в 1394 году; итальянский позолоченный стул для обрезания, датируемый XVII веком, а также совершенно неповрежденный австрийский sukkah конца XIX столетия – временное жилище, украшенное изображением Иерусалима и Оливковой горы, которое предназначено для еврейского Праздника урожая.
Кроме того, здесь выставлена марокканская свадебная одежда, красиво оформленные брачные контракты XVIII века из Модены и превосходные, почти фантастические сосуды для специй. Один зал целиком посвящен знаменитому делу Дрейфуса, представленному в письмах, фотографиях и газетных вырезках. Здесь вы можете прочесть знаменитое письмо Эмиля Золя «Я обвиняю», в котором писатель выражает убеждение в невиновности Дрейфуса, а также письма, которые Дрейфус посылал жене из тюрьмы на Острове дьявола, в которых он пишет об ужасных страданиях и одиночестве.
В Музее искусства и истории иудаизма (Mus?e d'Art et d'Histoire du Juda?sme) представлена также прекрасная коллекция работ еврейских художников и скульпторов – Марка Шагала, Хаима Сутина и Жака Липшица, которые приехали в Париж в начале XX столетия.
Это может показаться странным, но в музее ничего не говорится о Холокосте. Единственное исключение – инсталляция современного художника Кристиана Болтански: одна из внешних стен небольшого внутреннего дворика увешана объявлениями о смерти в черных рамочках, где указаны имена живших когда-то в этом здании еврейских мастеровых, многие из которых во время войны были депортированы и погибли в лагерях. Эта стена производит сильное впечатление, и наверное, этого достаточно, чтобы напомнить о недавней трагической истории еврейского народа.
Дело Альфреда Дрейфуса
Дело Дрейфуса стало одним из самых серьезных кризисов, потрясших Третью республику. В центре его был Альфред Дрейфус, капитан французской армии, еврей, которого в 1894 году арестовали и осудили за шпионаж в пользу немцев на основании чрезвычайно неубедительных доказательств – его почерк был признан похожим на почерк найденных в немецком посольстве документов, в которых подробно описывалось вооружение французской армии.
На унизительной публичной церемонии «разжалования», состоявшейся во дворе Военной школы, с его формы были сорваны эполеты, а в это время собравшаяся снаружи толпа выкрикивала антисемитские лозунги. После этого Дрейфуса поместили в знаменитую исправительную колонию на острове Дьявола, недалеко от Гайаны. Семья Дрейфуса, никогда не сомневавшаяся в его невиновности, стала добиваться пересмотра дела.
Две газеты, «Эклер» и «Матен», стали оспаривать доказательства вины Дрейфуса, а позже, в 1897 году, новый глава Статистического отдела полковник Жорж Пикар обнаружил документ, который доказывал, что на самом деле виновным в этом деле был майор Фердинанд Вальсен-Эстергази. Эстергази на скорую руку допросили в Министерстве обороны и отпустили с миром. Желая поддержать авторитет и репутацию армии, правительство нехотя согласилось с таким решением, а полковника Пикара отправили подальше в Тунис.
Однако через некоторое время разразился новый скандал: 13 января 1898 года писатель Эмиль Золя опубликовал в газете «Аврора» свое знаменитое открытое письмо президенту Республики, озаглавленное «Я обвиняю». В этом письме Золя осуждал действия армейских чинов и властей, обвиняя их в сокрытии правды. Писателя самого обвинили в клевете и приговорили к одному году тюремного заключения, которого он избежал, предусмотрительно уехав в Англию.
Однако статья Золя вызвала такой гневный протест общественности, что неожиданно для властей дело Дрейфуса стало по всей стране главной темой обсуждения в кафе и ресторанах. В результате французское общество разделилось на два лагеря: на тех, кто поддерживал Дрейфуса, и тех, кто его осуждал.
Среди убежденных в том, что армия скрыла правду, были республиканцы, выступающие за равноправие и главенство парламента; в эту группу входили многие выдающиеся интеллектуалы и приверженцы левых взглядов, такие как Жан Жорес, Анатоль Франс, Леон Блюм, Жорж Клемансо и Марсель Пруст.
К группе, осуждающей Дрейфуса, относилось духовенство, антисемитские газеты типа «Либр Пароль», а также монархисты и консерваторы, – все они обвиняли евреев в тайном сговоре с целью опорочить французскую армию. Представители первого лагеря взывали к справедливости, а второго – к уважению армии и порядку.
В июне 1897 года секретное досье, по которому был осужден Дрейфус, было наконец рассмотрено вновь. Состоялось повторное слушание дела, но Дрейфус вновь был осужден за предательство. Правда, его тут же помиловал президент Лубе, но только потому, что желал поскорее покончить с этим делом. И наконец, в 1906 году Дрейфус, здоровье которого было к тому времени подорвано тяжким физическим трудом, был оправдан, а затем награжден орденом Почетного легиона.
Формально дело было закрыто, однако его последствия были для Франции очень серьезными и болезненными. Оно вскрыло существенные разногласия внутри французского общества и обозначило основные демаркационные линии, которые определили развитие страны в XX столетии.
-
Официальный сайт: www.mahj.org
Больше фотографий Музея искусства и истории иудаизма тут: Фотогалерея