Кладбище Монпарнас и катакомбы Парижа
Рейтинг 4.30. Голосов: 3К востоку от вокзала Монпарнас, на бульваре Эдгар-Кине расположен стихийный продовольственный рынок, однако всё это полная противоположность той исторически сложившейся жизни, которая бурлит в двух шагах отсюда, на бульваре Монпарнас.
По воскресеньям рынок занимают представители различных профессий, и он превращается в вещевой рынок: модельеры теснятся с художниками, так что здесь есть на что посмотреть.
На южной стороне бульвара Эдгар-Кине находится главный вход на кладбище Монпарнас – полный печали город мёртвых, с вереницей миниатюрных храмов, безотрадных и причудливых, и множеством прославленных имён, от Бодлера до Беккета и от Сен-Бёва до Сен-Санса.
Буклет с картой кладбища можно получить при входе у охранника. Справа от входа на бульваре Эдгар-Кине находится могила, где похоронены супруги Жан-Поль Сартр и Симона де Бовуар (последние десятилетия жизни Сартр проживал на бульваре Распай). Вниз по авеню Уэст, которое тянется вдоль внутренней западной стены кладбища, похоронены Бодлер (которому, помимо памятника на этой могиле, поставлен также ещё более впечатляющий памятник на этом же кладбище у улицы Эмиль-Ришар, на проспекте Трансверсаль) и скульптор Осип Цадкин.
Поблизости похоронен и Пьер Лаваль, член правительства Петена, который по окончании войны, после неудачной попытки самоубийства, был казнён за предательство. Вы можете оказать почести Прюдону – анархисту, которому принадлежит знаменитое изречение «Собственность есть воровство!», его могила находится в секторе № 2, около центральной кольцевой дорожки, а рядом с ним похоронен фотограф венгерского происхождения Брассай. В юго-западном углу кладбища находится старая водяная мельница, где обосновалась одна из таверн XVII века, её любят посещать разгульные, склонные к сочинительству стихов студенты, давшие, как считается, имя этому кварталу.
Восточный конец кладбища проходит через дорогу: в его северном углу находится могила, увенчанная вариантом скульптуры Бранкузи «Поцелуй» – горьким выражением печали. Любители экзотических надгробий могут направиться к внутренней стене кладбища вдоль авеню Бульвар (параллельного бульвару Распай). Здесь покоится изобретатель безопасной газовой лампы Шарль Пижон: на надгробии он лежит в постели рядом со спящей женой и читает книгу при свете своего изобретения.
Катакомбы Парижа
Если вы готовы провести ещё какое-то время в царстве мёртвых, у вас есть возможность спуститься в глубокие парижские катакомбы, вход в которые находится рядом с кладбищем на площади Данфер-Рошро, которая раньше называлась площадью Анфер («площадь Ада»).
Изначально парижские катакомбы были просто частью огромного известнякового подземного карьера, куда из-за недостатка места для новых захоронений по решению муниципалитета в период между 1785 и 1871 годами были перевезены останки огромного числа горожан со старых парижских кладбищ (главное из кладбищ когда-то находилось в самом центре города, около многолюдного Центрального рынка).
По приблизительной оценке, здесь покоятся останки свыше 6 миллионов человек – это вдвое больше нынешнего населения Парижа, не считая пригородов. Вдоль длинного прохода в катакомбах концами друг к другу сложены бедренные кости, которые образуют стену, в которую чуть дальше хаотично свалены мелкие кости.
Эти высокие импровизированные стены вмещают также черепа и дощечки, на которых порой можно прочесть весёлые надписи типа следующей: «Счастлив тот, у кого час собственной смерти всегда перед глазами и кто каждый день готовится к ней». Дети постарше обычно проявляют интерес к этому путешествию, хотя пройти надо немало, около 2 километров. В худшем случае у вас может развиться клаустрофобия, особенно во второй половине дня, когда в подземелье много народа и вы, не дай Бог, окажетесь стиснутыми с двух сторон визжащими подростками.
В катакомбах бывает довольно прохладно, а под ногами грязно, так что подумайте о том, как следует одеться: в футболке и шлёпанцах вам будет здесь неуютно. Обратите также внимание на служащих в униформе (гардьен) – в их обязанности входит пресекать поползновения охотников за трофеями стащить какие-нибудь кости, а также следить за действиями молодёжи, которая норовит тихо ускользнуть в сторону, чтобы ночью устроить в подземелье полуночный шабаш в готическом стиле.
Достоин внимания и район, расположенный к западу от площади Данфер-Рошро. На улице Даггер вы увидите оживлённый продовольственный рынок, а также некоторые интересные образцы архитектуры недалеко от кладбища Монпарнас.
Подземный Париж
В сентябре 2004 года, исследуя подземные галереи под дворцом Шайо, парижская полиция наткнулась на тайное подземное помещение. Это был огромный зал площадью 400 квадратных метров, оборудованный как кинозал и находящийся в ведении клуба любителей «чёрных фильмов».
Как только эта информация просочилась в прессу, в центре внимания средств массовой информации оказалась некая группа обитателей трущоб. Выяснилось, что, начиная с 1980-х годов, сотни французских диггеров-катафилов проводили в подземелье разнообразные мероприятия, от вечеринок и художественных выставок до фестивалей, включая, как поговаривают, и оргии. Опытные знатоки подземных галерей рассказывали об искусно расписанных стенах и об огромном зале с колоннами под названием «Пляж».
На самом деле подземные галереи под дворцом Шайо – лишь часть разветвлённой системы туннелей, восходящей к эпохе Средневековья, когда гипс и известняк для постройки зданий добывался прямо из-под земли под ногами у горожан, поэтому можно сказать, что Париж был построен как отражение того, что было под землёй. Сегодня под городом пролегает более 300 километров таких подземных туннелей, особенно много их на Левом берегу в 5-м, 6-м, 14-м и 15-м округе, где на 100 километров тянется Большой южный карьер.
Другой такой отдельный карьер прячется под 13-м округом, а про 16-й округ обычно говорят, что его почва похожа на французский сыр «Грюйер». В 1770-х годах королевская комиссия, обнаружившая, что многие городские здания, стоящие на карьерах, шатаются и даже рушатся, приняла решения составить список карьеров и укрепить наиболее опасные из них.
Вдоль основных городских дорог были проложены большие подземные галереи, а пустоты в них заполнены грунтом. Сегодня некоторые из этих «подземных улиц» сохранились, а пролегавшие над ними сверху уже исчезли. Некоторые считают, что небольшое количество высотных зданий в Париже объясняется недостаточной надёжностью городского грунта.
В XIX веке многие подземные галереи использовались для выращивания шампиньонов (на рынках их называют «парижские грибы»), иногда также для выращивания эндивия (разновидности салата с горчинкой) и варки пива, а там, где сегодня находится Люксембургский сад, монахи-картезианцы занимались даже дистилляцией. Однако главное применение подземных галерей Парижа – это захоронение человеческих останков. Начиная с 1780-х годов сюда, под землю, было перемещено содержимое переполненных и зловонных городских кладбищ.
В квартале Монпарнас для посетителей открыта часть катакомб, где можно увидеть сложенные человеческие кости, однако «свободное проникновение внутрь катакомб и перемещение по ним» было запрещено законодательным актом 1955 года. Конечно, вы всегда можете спуститься в метро, а также посетить Музей парижских клоак, где можно увидеть часть сточных канав города, – их общая протяжённость составляет 2 300 километров. Но не пытайтесь испытывать судьбу: в 1993 году один из искателей приключений, отправившийся гулять по лабиринтам, навсегда канул в вечность.
Больше фотографий достопримечательностей парижского района Монпарнас тут: Фотогалерея