Церковь Сен-Сюльпис в Париже
Рейтинг 5.00. Голосов: 4К северу от Люксембургского сада, вокруг церкви Сен-Сюльпис (Eglise de Saint-Sulpice) расположены спокойные тихие улочки, тогда как красивая площадь Сен-Сюльпис, с фонтаном в виде льва и обрамляющими ее каштанами, выглядит вполне просторной.
При этом сама церковь Сен-Сюльпис в Париже представляет собой весьма внушительное строение, возведённое примерно в 1700 году, стиль которого выполнен в классических архитектурных традициях.
На первый взгляд здание выглядит на редкость правильным, но если вы приглядитесь, то обнаружите необработанные части кладки, выдающиеся на южной башне, которые ожидают резца мастера уже несколько десятилетий.
В течение многих десятилетий мрачный интерьер церкви Сен-Сюльпис (Eglise de Saint-Sulpice) был известен, прежде всего, благодаря трем фрескам Делакруа, найденным в первой часовне справа, а также непомерно большому органу XVIII века с пятью мануалами (клавиатурами), на котором играют во время регулярных концертов.
Однако со времени публикации известного триллера многие посетители церкви приходят сюда лишь для того, чтобы удостовериться в существовании здесь когда-то одной единственной вещи – гномона (указателя солнечных часов). В былые времена в окне южного трансепта была линза, с помощью которой солнечные лучи собирались на узкой полоске латуни, по-прежнему тянущейся по полу нефа к обелиску в северной части церкви.
Зимой, когда солнце опускалось максимально низко, солнечный луч в полдень освещал каменный столб, а летом, когда оно поднималось максимально высоко, солнечный луч ударял прямо в самое начало латунной полоски. Как коротко замечено в соответствующей надписи, этот «астрономический прибор» был изобретен в 1727 году английским часовым мастером по имени Генри Салли для измерения точного времени летнего и зимнего солнцестояния, поэтому «никакого мистического значения он не имел».
На солнечной северной стороне площади Сен-Сюльпис расположено кафе Мэри (Cafe de la Mairie); в погожие дни на открытой террасе кафе собираются студенты и молодые литераторы. Но главная достопримечательность данного района – это магазины модной одежды, такие, как изысканный бутик «Ив Сен-Лоран Рив-Гош» на углу старинной улочки Канетт, но известно, что сам мэтр уже отошел от дел.
В нескольких шагах к югу от церкви находится улица Феру, ведущая к Люксембургскому музею, который находится по адресу: улица Вожирар, 19. В течение почти всего года здесь проводятся самые большие и интересные в городе художественные выставки, в результате чего вдоль длинной ограды Люксембургского сада часто образуются длинные очереди; в частности, недавно здесь с большим успехом прошли выставки «Автопортреты XX века» и «Нечестивый Веронезе».
История церкви Святого Сульпиция (Сен-Сюльпис)
Давным-давно, по крайней мере, начиная с IX-го столетия, на нынешнем месте церкви Сен-Сюльпис, существовала местная приходская церковь, находившаяся в подчинении у соседнего Аббатства Сен-Жермен де Пре (Saint-Germain-des-Pres). Церковь представляла собой прелестное готическое строение. Из сохранившихся старинных гравюр до наших дней дошел лишь ее силуэт.
В период с XIII-го до XV-го века церковь постоянно ремонтировалась и восстанавливалась, но в XVII-м столетии, ее площадей стало явно недостаточно. Первоначальный проект церкви был реализован Джаст-Орел Меиссониром. В 1642 году новый священник округа, основатель известной семинарии и религиозной конгрегации Сен-Сюльпис Жан-Жак Олье (Олир) решил восстановить церковь по планам архитектора Кристофа Гамарда, которому принадлежит и проект алтаря.
Первый камень здания был заложен герцогом Орлеана в 1646 году (по другой версии первый камень заложила Анна Австрийская, жена Луи XIII). Гамард умер в 1665 году и был заменен Луи Ле Во, которого сменил, в свою очередь, в 1670 году Даниэль Життард. К 1675 году были закончены часовня Девы, хоры, алтарь и галерея. В то же время работы по возведению трансепта были только начаты. Однако уже в 1678 году в связи с финансовыми трудностями, работы по строительству были полностью остановлены.
Они были возобновлены лишь в 1714 году благодаря новому священнику округа Жану-Батисту Ланге де Жержи, под управлением архитектора Жиль-Мари Оппенорда, ученика Франсуа Мансара, который закончил всю церковь в 1745 году, в год ее торжественного посвящения. Оставалось достроить только западный фасад церкви. Из многочисленных представленных проектов был выбран проект Джованни Сервандони (1695-1766).
Но проект за эти годы постоянно подвергался изменениям из -за событий либо людей. Большой центральный фронтон был разрушен молнией. Архитектор Удо де Маклорен изменил проект вершин башен. Этот проект не был принят и в 1780 году Джин Чалгрин представил новое предложение, однако по нему успели изменить лишь Северную башню. В результате происшедшей Французской революции, все работы по строительству были остановлены.
Во время Революции, церковь Святого Сульпиция стала Храмом Победы, а также залом для празднеств и банкетов. Церковь Сен-Сюльпис была возвращена культу в 1800 году, но часть её богатой первоначальной мебели была потеряна в результате революционного ограбления. В XIX-м столетии, много времени было потрачено на украшение часовни и только великий Делакруа (Delacroix) имел здесь успех, а все его академические коллеги потерпели фиаско.
Планировка и размеры церкви напоминают средневековый собор, церковь имеет классические дорические колонны и коринфские пилястры, любимые греками. Под церковью Сен-Сюльпис простираются многочисленные склепы - перегороженные пространства, представляющие на самом деле подземное кладбище. Остатки старой церкви, стены хора и неф были расчищены на 4 метра от земли и впоследствии служили опорой платформе, на которой было построено новое здание. Таким образом, одно здание стоит на другом.
Жак Франсуа Блондель, выдающийся архитектор, теоретик и педагог писал о фасаде церкви Сен-Сюльпис: «Он полон античной красоты, он утвердил греческий стиль. В то время как в Париже тех лет появлялись одни лишь химеры». На прилегающей к церкви площади есть фонтан четырёх епископов названный в честь Массилона (Massillon), Флечьера (Flechier), Фенелона (Fenelon) и Боссе (Bossuet). Фонтан создан архитектором Лудовико Висконти.
Уникальное, почти мифическое явление, могут наблюдать посетители, приходящие в церковь во время зимнего солнцестояния. Подобный лазеру луч солнечного света через маленькое отверстие в южном окне трансепта освещает обелиск в северном конце церкви. Явление длится только несколько секунд, но всегда повторяется в течение уже многих лет.
Больше фотографий церкви Сен-Сюльпис в Париже тут: Фотогалерея