Вдоль реки Сены (Театр Одеон)
Рейтинг 3.00. Голосов: 2Вдоль прилегающей к реке части 6-го округа, ограниченной улицей Сент- Андре-дез-Ар и улицей Жакоб, расположилась вереница книжных магазинов, коммерческих художественных салонов, антикварных магазинов, кафе и ресторанов.
Но стоит вам только заглянуть во внутренние дворики и боковые улочки, как вы увидите зелень, фонтаны и тихие местечки, удаленные от суматохи города.
Дома здесь высотой в 57 этажей, многие построены в XVII- XVIII веках, одни изысканные, другие чопорные, некоторые вздувшиеся или покосившиеся, но все покрашенные в разные оттенки серого, перламутрового или грязно-белого цвета. И чем дальше вы идете на запад, тем шикарнее становятся дома.
С этим районом связано чрезвычайно много исторических и культурных ассоциаций: на улице Гранд-Огюстен Пикассо писал свою «Гернику», на улице Мазарини начинал свою карьеру Мольер, в кафе Прокоп на улице Ансьен-Комеди вели идеологические споры Робеспьер и его соратники.
На улице Висконти умер Расин, рисовал свои картины Делакруа, здесь пытался начать печатное дело Бальзак. На параллельной улице Боз-Ар умер Оскар Уайльд, здесь же жили Коро и Ампер (давший имя единице измерения тока), по этой улице с омаром на поводке прогуливался безумный поэт Жерар де Нерваль.
О таких людях можно также узнать в Музее писем и рукописей, расположенном по адресу: улица Несле, 8, где постоянная экспозиция представляет старые письма и рукописи, принадлежащие перу известных людей, от Екатерины Медичи до Симоны де Бовуар.
Тут можно найти несколько писем военного времени, написанные Черчиллем, Рузвельтом и Эйзенхауэром, или увидеть небрежный почерк Эйнштейна. Есть также несколько миниатюрных писем, посланных на воздушном шаре во время осады Парижа в 1870 году. Однако если вы не умеете читать по-французски, вряд ли вам стоит покупать билет в этот музей.
Если вы захотите перекусить, можете зайти в одно из кафе и закусочных на площади и улице Сен-Андре-дез-Ар, но чтобы попасть в более привлекательное место, надо пройти дальше, на улицу Бюси, как раз по направлению к бульвару Сен-Жермен, где еще недавно был обычный уличный рынок, который сейчас совершенно преобразился.
Здесь осталось только несколько утренних прилавков, тогда как в магазинах внутри зданий продается гораздо больше продуктов – бакалейные товары, хлебобулочные изделия и изысканные деликатесы.
Продавец устриц поставляет сейчас свою продукцию для закусочной «Атлас», и даже в баре «Марше» собирается модная публика, хотя официанты по-прежнему одеты в аккуратные матерчатые кепочки и комбинезоны.
По дороге загляните в любопытный небольшой переулок слева Кур-дю-Коммерс-Сен-Андре, где Марат печатал свои воззвания; говорят, что именно здесь, на чердаке, доктор Гильотен совершенствовал свою «машину для отсекания головы», тренируясь на овечках, – знаменитую гильотину.
Рядом на улице Ансьен-Комеди находится кафе (ныне ресторан) «Прокоп» – первая парижская кофейня, которая открылась еще в 1686 году; здесь бывали Вольтер и Робеспьер. Чуть подальше в небольших двориках просматривается часть крепостной стены Филиппа-Августа XII века.
В южной части переулок Кур-дю-Коммерс выходит на перекресток Одеон, известный своими кинотеатрами, а теперь еще и не слишком успешным магазином американской кофейной компании «Старбакс».
Магазин был открыт в начале 2004 года, одновременно с другим магазином той же торговой сети на авеню Опера, но это совершенно безобидное на первый взгляд предприятие было расценено в Париже как передовой отряд уже давно ожидаемого американского вторжения в парижскую культуру кафе и ресторанов.
Поднимаясь далее на юго-запад в сторону Сорбонны, вы окажетесь на улице Месье-ле-Пренс, вдоль которой тянутся ресторанчики с обычной или этнической кухней, среди которых лучшим считается бистро классического типа «Полидор».
В этой восточной части квартала Сен-Жермен вы непременно начнете ощущать силу притяжения университета, и это не случайно: этот район многие считают частью Латинского квартала. В университетских книжных магазинах, расположившихся рядом с Медицинской школой, помимо множества книг, вы увидите скелеты и инструменты для медицинских опытов, а окрестные рестораны покажутся вам относительно недорогими, поскольку они рассчитаны на небогатую студенческую клиентуру.
Парижский театр Одеон
Безусловно, главной достопримечательностью этой части квартала стал недавно отреставрированный театр Одеон с представительным дорическим фасадом, выходящим на красивую полукруглую площадь.
Здание было задумано как временное помещение для театра «Комеди Франсез», оно было последним проектом просвещенного короля Людовика XVI перед началом Французской революции и при этом отличалось весьма революционным новшеством: все места в нем были сидячими, а вместимость театра достигала неслыханного тогда уровня 1900 года.
Обычно театры зарождаются в виде маленькой группы энтузиастов, одержимых некой художественной идеей. Если она окажется жизненной, а у актеров хватит таланта, упорства и удачи – то труппа укрепится, постепенно обрастет реквизитом и, в конце концов, найдет себе подходящее помещение.
С театром Одеон в Париже (французское название Th??tre de l’Od?on), который сегодня носит гордое имя Театра Единой Европы, все было иначе. Здание театра было построено по указанию королевы Марии-Антуанетты. Она же открыла его в 1782 году.
Это был первый театр в Париже для представлений по канонам итальянского театра. Для здания выбрали площадку у Люксембургского дворца. Авторы проекта Мари-Жозеф Пейр и Шарль де Вайи построили не просто театр, а целый комплекс, к которому примыкали крылья Мольера и Корнеля, аркады для экипажей и слуг.
Но грянула Великая революция. Театр закрыли. Открылся он вновь, как театр Равенства, но служил политической трибуной. В 1796 году его вновь переименовали. С этого момента он стал известен, как Одеон, от греческого «odium». Так называли зал для выступления певцов и поэтов. Здание снова попало в распоряжение Французской Комедии, а затем сгорело. Вновь было восстановлено только к 1808 году, уже попечением Императрицы Франции.
Затем Наполеон передал театр парижскому Сенату. Еще раз он сгорел через десять лет, быстро был восстановлен и снова передан Французской комедии. После очередного закрытия и возрождения в 1866 году здесь дебютировала велика актриса Сара Бернар – одна из немногих женщин, сыгравших Гамлета.
В начале 20 века театром руководил выдающийся деятель театра Андре Антуан. Он осуществил настоящую техническую революцию. Одеон первым провел в свои помещения электричество. Полностью переоборудованы механизмы сцены. Постановки были очень дорогими, что и привело к очередному краху театра, теперь уже финансовому.
Шестидесятые годы прошлого века вписали новую страницу в историю театра. Им руководил тогда Жан Барро, впервые поставивший на парижской сцене пьесы Йонеско, Беккета, Жана Жене. Революционный театр дал приют взбунтовавшимся студентам во время беспорядков 1968 года, что стоило Барро должности.
Но сценарная политика театра не поменялась. Он остался творческой лабораторией, своеобразным оселком, на котором оттачиваются новые приемы актерской игры и драматургии. Искушенную парижскую публику невозможно обмануть дешевыми эффектами, здесь в цене только подлинное театральное искусство.
С 1990 года театр снова носит новое имя Театра Единой Европы. Кроме своего прямого назначения, этот театр выполняет роль музея театрального искусства. В нем хранится огромное количество текстов, в том числе и неизданных, аудиозаписей спектаклей, видеоматериалов. Театр Одеон, множество раз горевший и прогоравший, стал символом европейской цивилизации.
-
Официальный сайт: www.theatre-odeon.eu/fr
Больше фотографий парижского театра Одеон тут: Фотогалерея