Дворец Лувр и утраченный Тюильри (Tuileries)
Рейтинг 4.40. Голосов: 8Прежний дворец Лувр, больше похожий на феодальную крепость, был возведён при правлении монарха Филиппа-Августа в 1200 году, для хранения драгоценностей и королевских свитков, в то время как сам король проживал на острове Сите.
Карл V стал первым французским монархом, который превратил старую крепость в прекрасный королевский дворец; план данного дворца изображен на мостовой в Квадратном дворе (Кур-Каре).
Следует отметить, что первый камень в фундамент дворца, который мы лицезреем сегодня, был заложен архитектором Пьером Леско приблизительно в 1546 году, за год до скоропостижной кончины Франциска I.
Во время последующего царствования короля Генриха II старый замок был полностью разрушен, а на его месте построены два новых крыла, которые сейчас образуют юго-западный угол Квадратного двора (слева от Часовой башни).
Можно себе представить, каким изящным и необычным было это строение, блестящий образец зарождающегося нового стиля эпохи ренессанса, в окружении поздней готики времен монарха Карла V. Прерывание архитектурной традиции на достаточно долгий период времени стало настоящим проклятием для французских архитекторов, создававших свои творения при Людовике XIII и Людовике XIV, в задачу которых входило завершить Квадратный двор, исполнив его фасад по первоначальным чертежам Леско.
В этот период король Людовик XIV уделял гораздо больше своего внимания строительству нового дворца в Версале. Единственный визуальный признак новизны можно рассмотреть в четырех центральных павильонах, которые были созданы под влиянием маньеризма - трепетного и причудливого стиля.
Среди других особенностей можно смело выделить традиционную колоннаду Клода Перро, выходящую на улицу Адмирал-де-Колиньи. Она хоть и не считается новым словом в классической архитектуре, однако является в разы лучше проекта Бернини для той же колоннады.
Основной вкладом Наполеона III в реконструкцию дворца стали фасады внутренних двориков для крыла Денон и крыла Ришелье, построенных в XIX веке, с консервативным упорством повторяющих стиль Квадратного двора.
Несмотря на тот факт, что дворец Лувр постоянно перестраивался и расширялся, в наши дни эта главная достопримечательность Парижа имеет вид удивительно гармоничного и полноценного сооружения, которому в полной мере присущи такие истинно французские черты, как симметрия и величие.
Особый момент в многовековой истории архитектуры дворца наступил в 1989 году, когда в центре двора Наполеона, подобно гостье из другого архитектурного мира, возникла вызывающая неоднозначное отношение пирамида работы Йео Минг Пей. Помимо этого, в соответствии с задуманным Франсуа Миттераном проектом по обновлению парижского Лувра северное крыло Ришелье покинуло Министерство финансов, а над внутренними двориками самого крыла была построена стеклянная крыша.
Купить входные билеты в парижский Лувр
Поэтому, если вы планируете увидеть выставленные тут скульптуры со стороны Пассажа Ришелье, соединяющего улицу Риволи с Двором Наполеона, вам откроется более впечатляющий вид, чем из самого музея Лувра. Наполеоновская триумфальная арка Карузель, выполненная из розового мрамора, находящаяся к востоку от одноименной площади, изначально была задумана как въезд во дворец Тюильри (Tuileries).
Создается впечатление, что эта арка никогда не гармонировала с Лувром, несмотря на тот факт, что находится она как раз на оси Триумфального пути. Сейчас её безусловно и окончательно затмила Пирамида Лувра, которая, выдержав непрерывные атаки критиков, со временем нашла отклик в сердцах даже самых консервативных жителей Парижа.
Утраченный дворец Тюильри
На протяжении долгого периода времени дворец Лувр существовал, образуя единый ансамбль с дворцом Тюильри, находящемся на расстоянии 500 метров к западу от самого Лувра. Дворец Тюильри был построен Екатериной Медичи в 1559 году вскоре после неожиданной смерти её супруга, монарха Генриха II. Дворец стал местом, где она могла сохранять свою политическую независимость и править государством от лица своего больного сына, Франциска II.
Скорее всего, именно по инициативе Екатерины началось и возведение большой галереи вдоль правого берега Сены, объединяющей оба дворца, однако в 1572 году строительные работы были приостановлены. Бытует мнение, что королеве предсказали, чтобы она «остерегалась» церкви Сен-Жермен, если хочет дожить до преклонного возраста, ведь дворец Тюильри (Tuileries) относился к приходу церкви Сен-Жермен-л'Оксерруа.
Однако, скорее всего в неспокойном 1572 году, главная проблема заключалась в том, что дворец располагался за пределами городских стен. 24 августа того же года колокола церкви Сен-Жермен зазвонили в предварительно установленное время, и по этому сигналу толпы радикально настроенных католиков напали на парижских протестантов (возможно, по приказу самой Екатерины), убив при этом около 3 тысяч человек.
Строительство галереи, соединяющей оба дворца, было окончено только через 40 лет после этой кровавой Варфоломеевской ночи при монархе Генрихе IV. В результате дворец Тюильри (Tuileries) стал главной резиденцией королевской семьи. Позже именно в этом месте революционные массы держали под домашним арестом Людовика XVI.
20 июня 1782 года потерявшие терпение санкюлоты взяли штурмом дворец и заставили короля надеть на голову трехцветную кокарду (с цветами национального флага), ставшую символом революции. Дворец был возрожден при Наполеоне Бонапарте, который построил перед его центральным павильоном Триумфальную арку Карузель, однако еще большую значимость дворец приобрел при его племяннике, Наполеоне III, который наконец объединил оба дворца огромным внутренним двором, в результате чего получился единый имперский ансамбль зданий.
Однако, следует отметить, что данная гармония длилась недолго, так как в 1871 году дворец Тюильри был сожжен дотла во время Парижской коммуны. Сейчас от бывшего дворца Тюильри сохранился лишь сад с одноимённым названием, на который и выходит фасад парижского Лувра.
Больше фотографий дворца Лувр и утраченного Тюильри (Tuileries) здесь: Фотогалерея