Плановая застройка города и его расширение
Рейтинг 5.00. Голосов: 1Первые попытки плановой застройки города, регламентирующие направление и местоположение улиц, облик фасадов и расположение первых геометрически выверенных площадей, были предприняты Генрихом IV еще в начале XVII века.
К этому периоду относится великолепная гармоничная Королевская площадь, позже переименованная в Вогезскую, а также площадь Дофин.
Однако самым лучшим достижением того времени стал Новый мост - первый парижский мост, на котором больше не строили жилые дома.
Известный «биограф» Парижа - Колин Джоунз назвал этот мост Эйфелевой башней старой эпохи» - мощным символом возрождения Парижа и его архитектурным новшеством.
После убийства Генриха IV католиком-фанатиком (это произошло на улице Ферронри в тот момент, когда королевский экипаж оказался зажатым между другими экипажами) вдова короля, Мария Медичи, построила великолепный Люксембургский дворец. Этот дворец стал первым светским зданием в истории освоения западного Левого берега. Прежде здесь строили только церкви и монастыри.
Традиция строительства пышных светских зданий, установленная Генрихом IV при непосредственном участии его энергичного министра герцога де Сюлли, сохранялась вплоть до Французской революции и даже дольше.
Она в точности соответствовала представлениям о централизованной власти, когда вся жизнь в новом могущественном государстве сосредотачивалась в руках одного человека - абсолютного монарха.
Апогеем этого процесса в XVII веке стал период правления Людовика XIV: директор созданной тогда Академии архитектуры Франсуа Блондель обещал королю, что он «наполнит владения монарха такими великолепными зданиями, что весь мир будет смотреть на них с восхищением».
На базе единых принципов изысканности и классицизма были построены такие сооружения, как Вандомская площадь и площадь Побед, Ворота Сен-Мартен и Арка Сен-Дени, величественный Квадратный двор в Лувре, купола в духе итальянского барокко на церкви Валь-де-Грас в Латинском квартале, церкви Сен-Поль в Маре, церкви в Сорбонне, на соборе Дома Инвалидов, на больнице Сальпетриер и на здании Коллежа четырех наций (Института Франции) напротив Лувра.
Однако в 1671 году Людовик XIV переехал со всей своей свитой в более просторный Версальский дворец, заявив, что «это место, где он в наибольшей степени ощущает себя самим собой». Этот переезд ознаменовал конец эпохи, когда королевская власть стремилась сделать Париж тем, чем был Рим при императоре Августе (реально представители монархии вновь оказались в Париже только в 1789 году, когда внука Людовика XIV, короля Людовика XVI, вернули в столицу на острие копья).
Расширение Парижа
Самым значительным вмешательством Людовика XIV в архитектурный облик столицы, пожалуй, стало разрушение старых фортификационных сооружений Карла X для создания новых бульваров (само слово бульвар происходит от средне нидерландского термина bollwerk «земляной вал», так как новые улицы построены на месте огромных старых земляных валов) и создание широких проспектов (авеню) с деревьями по бокам, таких, например, как Елисейские Поля, которые были проложены в 1667 году известным ландшафтным архитектором Ле-Нотром.
Авеню и бульварам было суждено стать самой примечательной чертой парижского городского пейзажа. Позже строительство грандиозных сооружений в Париже осуществлялось как при участии королей, так и без них. В течение XVII века в квартале Маре появилось много частных аристократических особняков (отелей), а в начале XVIII века их превзошел пригород Фобур Сен-Жермен, который стал самым модным кварталом, где предпочитали селиться богатые и могущественные люди.
Несмотря на отсутствие королевского двора, Париж становился все больше, богаче и могущественнее, так что в 1734 году писатель Мориво даже заявил, и не без оснований, что «Париж - это и есть мир, а все остальное не более, чем его пригороды».
К 1770-м и 1780-м годам для обеспечения разнообразных потребностей все возрастающего класса буржуазии в Париже появилось множество литературных салонов, масонских лож, кофеен, или кафе, а также газет. В этот же период дворец Пале-Рояль стал модным центром декадентской Европы, он служил одновременно игорным домом, борделем, местом для игры в мяч и салоном для светских встреч.
Однако за всем этим ярким блеском с трудом можно было разглядеть тяжелые жилищные условия простых горожан. Центр города по-прежнему был перенаселен и представлял собой лабиринт грязных средневековых улочек и домов. Только непосредственно перед Французской революцией 1789 года городские власти начали предпринимать реальные шаги для исправления этого положения. В 1786 году были снесены дома, теснившиеся на мостах.
На улицах впервые появились тротуары, была усовершенствована система городской канализации. Еще один источник заражения города был ликвидирован в результате того, что захоронения на переполненных городских кладбищах переместили в катакомбы. Один из старых могильщиков даже утверждал, что он один за тридцать лет похоронил девяносто тысяч людей, которых складывали как «колбасную нарезку» на кладбище Невинных, куда в течение восьми столетий свозили покойников из 22 приходов.
В 1786 году вокруг Парижа было возведено последнее в истории города кольцо фортификационных сооружений, известное как Стена откупщиков, которое отделило собственно город от пригородов; ныне это деление приблизительно соответствует внутреннему и внешнему кольцу парижских округов.
Вдоль Стены откупщиков были расположены 57 застав (одна из них сохранилась в центре площади Сталинград), где собирали пошлину за все доставляемые к город товары. За пределами этой стены появилось много увеселительных заведений, что поддерживало давнюю традицию горожан искать развлечений за пределами города. Эта традиция успешно продолжалась, но затем, в начале XX века, когда на Монмартре и Монпарнасе появилось много художников и писателей, она стала постепенно исчезать.
Больше исторических фотографий столицы Франции здесь: Фотогалерея