Кинематограф и кинотеатры Парижа
Рейтинг 5.00. Голосов: 1Париж остается одним из немногих городов мира, где можно не только хорошо развлечься, но и получить кинематографическое образование с помощью регулярных кинопрограмм.
Некоторые старые кинотеатры закрылись в последние годы, но продолжают свое существование другие, сопротивляясь «индустрии попкорна» больших сетевых заведений и демонстрируя классику и произведения современного кинематографа.
Если Вы хорошо владеете французским языком, то имеете возможность целиком проследить творческий путь отдельных режиссеров в ходе мини-фестивалей во многих независимых кинотеатрах: в частности, сети «Action», «Escurial», «Enter», «Le Studio 28». Если же Вы способны читать французские субтитры, то можете посмотреть сенегальские, бразильские и финские ленты, которые могут не встретиться в Великобритании или США.
И даже если Вы вовсе не знакомы с французским языком, тут легко найдутся фильмы на языке оригинала (v.o. или version originale), как современные, так и классические. Старайтесь избегать альтернативы в виде v.f. (version francaise), что подразумевает французский дубляж. Латинский квартал близ Сорбонны особенно богат художественным кинематографом с почти невероятным классическим репертуаром, тогда как зона вокруг вокзала Монпарнаса заполнена широкоэкранными кинотеатрами, где предлагаются новейшие ленты.
Порой устраивают кинопоказы и иностранные организации Парижа, так что если у Вас есть любимые венгерские, шведские, либо корейские режиссеры, соответствующие сведения можно получить в культурных центрах этих стран. Такие места обычно дешевле привычных кинотеатров, а данные о них и других киноклубах и музейных показах приводится в рубриках «Seances exceptionnelles» и «Cine-clubs».
Во многих местах сеансы начинаются между 13.00 и 15.00, иногда и в 11.00 и обычно продолжаются чуть ли не до утра. Билеты редко приходится покупать заранее, и они по европейским меркам дешевы. Средняя стоимость составляет 7-10 евро, минимальной ценой отличаются билеты в более мелких независимых кинотеатрах.
Почти во всех точках студентам и безработным предлагаются скидки (как минимум с понедельника по четверг), со скидками также проходят утренние сеансы. Сети UGC, МК2, Gaumont продают различные буклеты с билетами на долгий срок и занимаются подписной кампанией. Некоторые независимые организации предлагают carte de fidelite с правом бесплатного посещения каждого шестого сеанса. Все парижские кинотеатры предназначены для некурящих.
Кинематографический Париж
Парижане обрели кино с первым кинопоказом в «Кинематографе» братьев Люмьер в «Гран-кафе» на бульваре Капуцинок (1895 год). Золотой век французского кино наступил в 1930-е годы, когда в кино хлынули звезды театрального музыкального мира.
В ту пору многие кинотеатры были известны своей либеральной цензорской политикой, что способствовало созданию репутации французов как «испорченной» нации. Тем временем более «художественно» настроенные авторы и сценаристы творили, ставили и выпускали картины, проникнутые угрюмым своеобразием и часто мелодраматизмом.
Ключевой фигурой представляется Жан Ренуар, сын художника-импрессиониста О. Ренуара. В его левацкой ленте «Преступление гражданина Ланжа» (1935 год) сцены парижской жизни изображены на фоне типографии тогдашнего обветшалого квартала Маре.
Вокруг Ренуара и режиссера Марселя Карне, который прославил район канала Сен-Мартен в фильме «Северный отель» (1945 год) со знаменитой актрисой 30-40-х годов Арлетти в главной роли, группировались представители «поэтического реализма». Апогей эпохи «поэтического реализма» пришелся на время создания фильма «Дети райка» (1945 год) режиссера М. Карне на сценарий поэта Жака Превера о жизни парижского театрального мира 19 века.
В послевоенный период государство поощряло развитие французского кинематографа, взимая налоги с продаж билетов и субсидируя художественный кинематограф (как это делается и поныне). Продолжалось творчество Ренуара, который создавал свои шедевры: «Французский канкан» (1955 год), посвященный кабаре Мулен Руж и эпохе расцвета Монмартра (хотя фильм целиком был снят в студии).
В 1959 году наступил период «новой волны». Из работ можно выделить «400 ударов» (1959 год) Ф.Трюффо и «На последнем дыхании» (1960 год) Ж.Л. Годара, где в качестве «звезды» выступил современный Париж, а режиссеры осмелились вынести на улицы новые легкие кинокамеры. Быть может, лучшим примером сотрудничества режиссеров «новой волны» стала подборка из шести короткометражек («Шестеро в Париже», 1965 год), которую создали главные фигуры этого жанра, в том числе К. Шаброль и Э. Ромер.
Другие режиссеры «новой волны» были менее преданы своим ценностям: карьера режиссера Луи Маля включала подводные съемки с Жаком Кусто, причудливую ленту «Зази в метро» (1961 год) с реальным и эффектным Парижем и трогательный интернациональный хит «До свидания, дети» (1987 год). Мало где Париж показан лучше, чем в фильме «Клео, пяти до семи» (1962 год), где жизнь певицы отображена в течение двух часов, что она перемещается по городу.
Со времени выпуска «Жана де Флоретта» (1986 год) К. Берри, с которого началась международная карьера Жерара Депардье, французский кинематограф все более сосредоточивался на изысканных и экспортных вариантах картин в стиле «исторического наследия», которые делали честь городу.
На исторических эффектах балансировало столь же экспортно ориентированное движение «кино взгляда», в рамках которого выходили модные «имиджевые» ленты, совершенно эксцентричных «Деликатесов» Ж. П. Жене (1991 год), «Дивы» и «Бетти Блю» (1981 год) Ж. Ж. Бейне, «Никиты» (1990 год) и «Подземки» (1985 год) Люка Бессона, снятой на станциях квартала Дефанс и Ле Аль.
Гораздо более обличительным стал фильм «Ненависть» (1996 год) М. Кассовица с подлинным отображением расизма в парижских пригородах. В недавние времена Кассовиц получил международную известность как актер в фильме Жене «Сказочная судьба Амели Пулен» (2001 год), более известном в англоязычном мире как «Амели».
Популярные кинотеатры Парижа
1). Кинотеатр L'Arlequin – Этим кинотеатром владел в 1950-х годах Жак Тати, затем до 1990-х он находился в собственности СССР. В то время кинотеатр назывался «Космос». Теперь ин обновлен и вновь стал синефильским дворцом Латинского квартала. Специальные показы классики проходят каждое воскресенье в 11.00, после чего следует дискуссия в кафе напротив. Адрес кинотеатра: 76 rue de Rennes, метро St-Sulpice;
2). Кинотеатр Le Champo – Пыльный маленький кинотеатр в конце улицы Шампольон с тематическим показом и оригинальными программами (раз в неделю и чаще), посвященными, например, братьям Маркс, М. Питону или кинофильмам Biaxploitation. Адрес кинотеатра: 52 rue des Ecoles, метро Cluny-La-Sorbonne/Odeon;
3). Кинотеатр L’Entrepet – один из лучших «альтернативных» кинотеатров, где годами киноманы лицезреют на трех экранах неизвестные, блистательные или противоречивые ленты. Здесь же есть книжный магазин и ресторан. Адрес кинотеатра: 7-9 rue Francis-de-Pressense, метро Pernety;
4). Кинотеатр L’Escurial – Широкий экран сочетается тут с плюшевыми сиденьями, а в программной политике искусство превалирует над коммерцией. На малом экране здесь показывают французскую классику, а на панорамном экране – последние новинки известных режиссеров (французских, японских или американских). Фильмы не дублируются. Адрес кинотеатра: 11 bd de Port-Royal, метро Gobelins;
5). Forum des Images – Ежедневно здесь демонстрируют по нескольку фильмов (либо видео), имеется большая библиотека новостной хроники, рекламных клипов, документалистики и т. д. (все связано с Парижем) с доступом через компьютерный терминал. Тут можно ориентироваться по названиям, актерам, режиссерам, датам и т.п. Имеются инструкции на английском языке, а гостеприимные служащие окажут Вам помощь. Стоимость двухчасового посещения с показом фильма – 5,50 евро. Открыто со вторника по воскресенье 13.00-21.00, в четверг до 22.00. Фактический адрес: 2 Grande Galerie, Porte St- Eustache, Forum des Halles, станция RER Chatelet-Les Halles;
6). Заведение Grand Action – Заведение сети Action специализируется на показе новых копий старой классики и современных фильмов со всего света. Стоимость книжки из десяти билетов – 45 евро. Фактический адрес: 5 rue des Ecoles Action Ecoles, 23 rue des Ecoles, метро Cardinal;
7). Кинотеатр Le Grand Rex – Заведение столь же китчевое, как и La Pagode, со сверкающим неоновым названием на башне в стиле Metropolis на 2 750 мест, звездами на потолке и горизонтом мавританского города. Здесь демонстрируются ленты 30-х годов, хотя более вероятной представляется демонстрация блокбастеров – дублированных в случае иностранного производства. Адрес кинотеатра: 1 bd Poissonniere, метро Bonne-Nouvelle;
8). Кинотеатр Latina – Кинотеатр специализируется на показе латиноамериканских, португальских, итальянских и испанских фильмов (обычно на языке оригинала). Здесь же имеются галерейные площадки и ресторан, где также исполняют танго, сальсу и фламенко. Адрес кинотеатра: 20 rue du Temple, метро Hotel-de-Vllle;
9). Комплекс Lucernaire Forum – Художественный комплекс, с тремя просмотровыми залами, двумя театрами, художественной галереей, баром и рестораном. Здесь показывают старые арт-хаусные ленты и не дублированные фильмы текущего репертуара со всего мира. Адрес комплекса: 53 rue Notre-Dame-des-Champs, метро Notre-Dame-des-Champe/Vavln;
10). Кинотеатр Мах Linder Panorama – Кинотеатр в стиле ар-деко напротив Le Grand Rex и почти со столь же большим экраном постоянно демонстрирует фильмы на языке оригинала с замечательным тельным современным звуком. Адрес кинотеатра: 24 bd Poissonniere, метро Bonne-Nouvelle;
11). Кинотеатр МК2 – Новый кинотеатр прямо за Национальной библиотекой с весьма модным кафе – разнообразным показом французских фильмов на четырнадцати экранах – большей частью новых, кое-какой классики (на языке оригинала) и зарубежных лент. Адрес кинотеатра: Bibliotheque 128-162 av de France, метро Bibliotheque/Quai-de-la-Gare;
12). Кинотеатр МК2 Quai de la Seine – Кинотеатры сети внешне похожи, но различны в оформлении интерьера. Этот кинотеатр оформлен известными киноцитатами, и транслируют здесь разнообразный арт-хаусовский репертуар. Адрес кинотеатра: 14 quai de la Seine M.Jaures/Stalingrad;
13). Кинотеатр La Pagode – Самый красивый кинотеатр города, перенесенный из Японии на исходе прошлого века, чтобы стать пышным дворцом. Кинотеатр был недавно отреставрирован. Стены японского зала обиты шелком, позолоченные драконы и слоны подпирают люстру, а на потолке разразилась военная баталия. Здесь царит смешанный показ художественных и документальных лент, а также коммерческого кино на языке оригинала. Адрес кинотеатра: 57 bis rue de Babylone, метро Francois-Xavier;
14). Reflet Medicis Le Quartier Latin – Здесь сущёствуют интересные маленькие кинотеатры, без устали предлагают редкие и классические ленты, в том числе частые ретроспективные циклы, посвященные творчеству великих французских и зарубежных режиссеров (всегда на языке оригинала). Маленькое кафе Le Reflet на другой стороне улицы само по себе культовое место. Фактический адрес: 3, 5, 7, 9 rue Champollion, метро Cluny-La-Sorbonne/Odeon;
15). Кинотеатр Le Studio 28 – После первых показов «Золотого века» Бунюэля католики правого толка уничтожили экран и картины Дали и Эрнста в фойе. До сих пор в этом кинотеатре проходят авангардистские премьеры (за которыми следуют дискуссии с участием режиссеров), а также регулярные фестивали. Адрес кинотеатра: 10 rue de Tholoze, метро Вlanche/Abbesses;
16). Le Studio des Ursulines – Здесь проходят показы и иногда премьеры авангардистских лент, художественных и документальных фильмов, за которыми часто следуют дебаты с участием режиссеров и актеров. Фактический адрес: 10 rue des Ursulinnes, станция RER Luxembourg.
Больше фотографий популярных кинотеатров Парижа тут: Фотогалерея