Пантеон и церковь Сент-Этьен-дю-Мон
Рейтинг 5.00. Голосов: 1Пантеон (Pantheon) – это известный архитектурно-исторический памятник, который является лучшим образом французского классицизма, расположенный в Латинском квартале, что в 5-м округе Парижа.
Изначально парижский Пантеон носил имя церкви святой Женевьевы, однако позже был переименован и наряду с базиликой Сен-Дени стал главной усыпальницей выдающихся людей Франции.
Купол Пантеона венчает импозантное здание (время посещения ежедневно, апрель-сентябрь с 10.00 до 18.30; октябрь-март, 10.00-18.00; стоимость 8 евро; станция RER Luxemburg/метро Cardinal-Lemoine), которое возвышается на холме Сент-Женевьев. Надпись на входе в Пантеон дословно гласит: «Великим людям от благодарной отчизны» (Aux Grands Hommes La Patrie Reconnaissante).
История создания и факты биографии Пантеона
Нынешнее здание Пантеона было построено королём Людовиком XV, во-первых, для прославления Святой Женевьевы, покровительницы Парижа, за то, что она способствовала исцелению монарха от болезни, а во-вторых, из желания подчеркнуть особое значение союза церкви и государства, который в то время пошатнулся из-за все более углубляющегося противостояния иезуитов и янсенистов.
Примечательно, что рядом с Пантеоном когда-то стояла древняя базилика Святой Женевьевы, где находилась рака (гроб) с её мощами, а построил эту церковь еще Кловис, первый христианский король Франции. Здание Пантеона, первоначально задуманное как церковь Святой Женевьевы, было закончено в 1789 году, и революционеры тут же превратили его в усыпальницу.
Захороненные здесь останки таких выдающихся деятелей французской культуры, как Вольтер, Руссо и Золя, ныне покоятся в находящейся внизу просторной крипте с деревянными сводами.
Здесь же находятся и более поздние захоронения, в частности Марии Кюри (единственной женщины Пантеона) и Александра Дюма; останки последнего были помещены в Пантеон с большими почестями только в 2002 году.
Внутреннюю часть Пантеона стоит посетить хотя бы ради того, чтобы увидеть необычные светские фрески и статуи, а также познакомиться с монументальной архитектурой, задуманной в качестве объединения достоинств греческого и готического стилей.
Можете также посмотреть на действующую модель свисающего с купола маятника Фуко (здесь представлена копия; оригинал хранится под стеклом в Музее искусств и ремесел).
Именно тут, в Пантеоне, французский физик Леон Фуко в 1851 году провел эксперимент, призванный продемонстрировать вращение земли. Всем было видно, что за 24 часа маятник совершал полный оборот, однако это объяснялось тем, что на самом деле под ним вращалась земля.
Этот эксперимент произвел такое впечатление на представителей научного мира и широкую общественность, что люди приходили сюда толпами, чтобы посмотреть, как земля вращается у них под ногами.
Парижская церковь Сент-Этьен-дю-Мон
От главного портала Пантеона по холму можно спуститься вниз по широкой улице Суффло, ведущей к Люксембургскому саду. Однако и около самого Пантеона есть на что посмотреть. Задержитесь немного у его восточной стороны: заглянув через стены Лицея Генриха IV, вы увидите одинокую готическую башню - это все, что осталось здесь от древней базилики Святой Женевьевы.
Останки Святой Женевьевы, а также двух литературных гениев XVII века Паскаля и Расина, покоятся неподалеку в церкви Сент-Этьен-дю-Мон, расположенной на углу улицы Кловис. Церковь Сент-Этьен-дю-Мон (французское название Saint-etienne-du-Mont, «Святой-Стефан-на-Горе») – это католический собор, расположенный на холме святой Женевьевы в Париже.
Дабы разгрузить переполненное прихожанами аббатство Святой Женевьевы, папа Гонорий III приказал в 1222 году возвести неподалёку отдельную приходскую церковь апостола Стефана для нужд растущего населения близлежащих кварталов. Значительную часть паствы в первые столетия существования храма составляли студенты парижского университета Сорбонна.
Несмотря на перестройку 1328 года, к концу XV века храм не мог вмещать всех прихожан, в связи с чем в 1492 году аббатство выделило принадлежавший ему участок на горе святой Женевьевы на строительство более вместительного храма в стиле поздней готики («пламенеющей»). Основные строительные работы пришлись на период правления Людовика XII и Франциска I.
Строительство продолжалось более столетия и завершилось лишь в 1622-1626 годах возведением фасада. Фасад был достроен в начале XVII века на средства Маргариты де Валуа.
Тогда же были выполнены и фигурные витражи. В 1626 году новый храм освятил парижский архиепископ Жан-Франсуа де Гонди. На протяжении XVII и XVIII веков храм Святого Стефана (церковь Сент-Этьен-дю-Мон) пользовался огромным успехом у парижан. Сюда регулярно перевозили из аббатства мощи святой Женевьевы, однако в 1744 году Людовик XV решил переместить аббатство.
С началом Французской революции церковь была секуляризована и обращена в «храм сыновней почтительности», а мощи святой Женевьевы сожжены. Здание аббатства было отдано под лицей Генриха IV. В 1804 году здание аббатства было разрушено для высвобождения места под прокладки будущей улицы Хлодвига, уцелела лишь башня, которая предназначалась для школьных помещений.
Литургия возобновилась по условиям конкордата Наполеона Бонапарта в 1801 году. Во время Второй империи городской архитектор Виктор Бальтар распорядился осуществить реставрацию храма, в том числе восстановить скульптурное убранство, утраченное за годы революции.
В конце XVIII века рядом была выстроена новая грандиозная церковь в честь небесной покровительницы французской столицы, обращённая в 1791 году в национальный пантеон. В 1857 году священник Жан Луи Верже заколол служившего в храме новенну архиепископа Сибура. В 1997 году в храме отслужил мессу Иоанн Павел II.
С храмом Святого Стефана (церковь Сент-Этьен-дю-Мон) связаны имена многих примечательных личностей. Здесь когда то служил органистом композитор Морис Дюрюфле. После упразднения Пор-Рояля в 1711 году в церковь Святого Стефана были перенесены останки Блеза Паскаля. Ранее в храме нашёл упокоение Жан Расин. На церковном кладбище похоронен революционер Марат.
Следует отметить, что фасад церкви несколько замысловат, однако за ним скрывается удивительно красивый интерьер. Здесь, прежде всего поражает переход от «пламенеющей» готики клироса к нефу XVI века, однако главное внимание посетителей привлекает необычный мостик, который тянется вверху от колонны к колонне, пока наконец не превращается в крестную перегородку, которая образует арку по всей ширине нефа.
Одно то, что эта крестная перегородка сохранилась до наших времён, – уже является удивительным фактом, ведь большинство их было уничтожено ярыми протестантами, реформаторами и революционерами. Благодаря своим непомерно высоким окнам интерьер церкви хорошо освещен, поэтому можно детально рассмотреть прекрасные витражи XVII века в галерее.
Больше фотографий Пантеона и церкви Сент-Этьен-дю-Мон тут: Фотогалерея