Холм Монмартр в Париже
Рейтинг 3.50. Голосов: 4Холм Монмартр (Бютт), высотой 130 метров, – самая высокая точка Парижа. По поводу происхождения названия «Монмартр» существуют разные гипотезы, но все они сходятся в том, что оно связано с римским завоеванием.
Некоторые утверждают, что это искаженное латинское монс мартирум – «гора мучеников», где под мучениками имеются в виду казненные здесь Сен-Дени и его сподвижники.
Другие же возводят это название либо к латинскому монс Меркурии – «гора Меркурия», связывая его с местом поклонения Меркурию, или к латинскому монс Мартис – «гора Марса» как поклонение Марсу.
Если вы не знаете, как пройти к вершине холма, идите прямо наверх: окрестности здесь настолько очаровательны, что неправильной дороги быть не может. Тем не менее, существует две наиболее спокойных и живописных дорожки, которые начинаются от площади Аббес.
Можно, например, направиться вверх по улице Вьёвиль, а затем подняться по лестнице на улице Древе до крохотной площади Кальвер, с которой открывается замечательный вид на Париж.
Другой путь – это пойти вверх по улице Дюрантен, затем повернуть направо на улицу Толозе и опять направо через улицу Лепик на улицу Норвен. Попав на улицу Лепик, вы увидите здание Мулен-де-ла-Галетт – это единственная из сорока с лишним ветряных мельниц Монмартра, сохранившаяся до наших дней. Именно эта мельница запечатлена на бессмертной картине Ренуара «Бал в Мулен-де-ла-Галетт», которая ныне выставлена в Музее Орсе.
Улица Пульбо, берущая начало от улицы Норвен, ведет до подземного Музея Сальвадора Дали на Монмартре (Эспас-Монмартр Сальвадор Дали), расположенного в домах № 9-11 (время посещения ежедневно с 10.00 до 18.00; цена 7 евро; метро Abbesses).
В этом музее, где есть большая сувенирная лавка, собрана коллекция уникальных скульптур и гравюр, которые были созданы в основном в последние годы жизни Дали, когда силы уже покидали его. Музей живет в соответствии с принципом, выраженным в анаграмме, которую Андре Бретон составил из имени художника: Avida Dollars (что-то вроде «алчные доллары»).
Окрестности холма Монмартр вызывают в памяти огромное количество разных художественных и литературных ассоциаций. Здесь жили Золя, Берлиоз, Тургенев, Сёра, Дега и Ван-Гог, а в 1904 году на крохотной площади Эмиль-Гудро, на старой фабрике пианино, известной под названием «Бато-Лавуар», снимал мастерскую Пикассо.
Здесь он прожил почти десять лет, деля радости и невзгоды, а иногда и опиум, со своими друзьями, среди которых были Брак, Хуан Грис, Модильяни, Макс Жакоб, Аполлинер и другие. Знаменитые и в то же время чрезвычайно скромные люди.
Именно в этот период Пикассо создал свою знаменитую картину «Девушки из Авиньона», и именно здесь, на площади Эмиль-Гудро, состоялась его первая встреча с Фернандой Оливье, когда он неожиданно подарил ей котенка. «Я засмеялась, – вспоминала она, – и он повел меня в свою мастерскую».
Фернанда стала его моделью и спутницей жизни. Хотя старая фабрика «Бато-Лавуар» сгорела несколько лет назад, на ее месте было построено новое здание, где художникам по-прежнему предоставляется помещение для мастерских, поэтому никаких особенных изменений на площади вы, скорее всего, не заметите. И даже изящные фонтаны Уоллеса тоже находятся на своих местах.
Извилистые очертания улицы Лепик в западной части холма повторяют путь дорожки, по которой когда-то катились вагонетки из гипсового карьера. Нижнюю часть улицы занимает ничем не примечательный рынок, а вот верхняя часть постепенно становится все более благопристойной и изысканной.
За углом, выше улицы Турлак, меж садов находится пролет лестницы, которая ведет к авеню Жюно, а слева по ходу находится скрытый от посторонних глаз красивый глухой переулок Вилла-Леандр. Правее, на углу еще одной примечательной группы домов и садов, которая называется Поселок художников, стоит дом в кубистском стиле, принадлежавший когда-то поэту-дадаисту Тристану Тцара.
Чуть выше находится тихая гавань – сквер Сюзанн-Бюиссон, где на земле видны вмятины от шаров, оставленные здесь игравшими в петанк. На этот сквер безмятежно взирает статуя Сен-Дени великого мученика, прижимающего к груди голову.
Фонтаны Ричарда Уоллеса
После осады столицы Прусской армией и кровопролитных событий в период Парижской Коммуны город был физически и эмоционально истощен, поэтому остро нуждался хоть в каком-нибудь обновлении.
В 1872 году богатый англичанин Ричард Уоллес, проживающий в Париже, выступил с замечательной инициативой благоустроить город Он подарил столице пятьдесят красивых питьевых фонтанчиков, изготовленных из кованого зеленого чугуна.
Каждый из фонтанчиков был увенчан своеобразным миниатюрным храмом по проекту скульптора Шарля Огюста Лебура, который украшали четыре кариатиды, символизирующие Простоту, Умеренность, Милосердие и Добро.
В последующие годы к этим пятидесяти добавили еще несколько фонтанчиков, поэтому теперь их в городе насчитывается что-то около 65. Вы легко опознаете эти зеленые фонтанчики, однако теперь они отчасти утратили свою практическую ценность я первую очередь из-за отсутствия сосудов для питья, которые кода-то к ним прилагались.
Тем не менее выражение «фонтаны Уоллеса» les fontaines wallace (ле-фонтен-валлас) заняли прочное положение в Париже, став одним из главных символов этого прекрасного города.
Интересно также отметить, что это заимствованное из английского языка выражение – одно из тех редких французских слов, в которых пишется отсутствующая во французском алфавите буква w; другие слова такого рода – это, например, «виски» (le whishy) и «уикэнд» (le weekend).
Северная часть холма Монмартр
Вдоль северного склона холма протянулась улица Соль, которая круто спускается вниз мимо террас небольшого виноградника Монмартра. Ежегодно сбор урожая с виноградника в середине сентября составляет целых 1500 килограммов винограда, что дает этому району 1500 бутылок вина (правда, не слишком хорошего качества).
Сбор урожая отмечается небольшим праздником в первую неделю октября. Справа идет улица Корто по направлению к водонапорной башне, ясные и светлые очертания которой делают ее похожей на маяк. Вместе с базиликой Сакре-Кёр эта башня – выделяющийся силуэт на парижском небосклоне.
В доме № 12 на улице Корто – очаровательном старинном здании с зеленым садиком – в разное время жили Ренуар, Дюфи, Сюзанн Валадон и ее безумный сын Утрилло. Ныне здесь размещается Музей Монмартра (время посещения, ежедевно кроме понедельника с 10.00 до 18.00; цена 5,50 евро; метро: Lamarck-Caulaincourt).
Экспозиция музея не слишком вдохновляет, несмотря на то что здесь представлена попытка воссоздать атмосферу Монмартра в пору его расцвета через подборку плакатов Тулуз-Лотрека, макеты разных заведений (например, бара с подлинной стойкой эенг), а также с помощью живописных изображений того, как выглядел Монмартр в разное время.
Но сюда можно прийти хоя бы ради того, чтобы насладиться прекрасным видом, который открывается с задворок здания на виноградник Монмартра и северные районы города; к тому же в магазинчике при музее можно купить вино из местного винограда.
В угловом доме рядом с лестницей на улице Мон-Сени когда-то жил со своей женой-англичанкой композитор Берлиоз. Отсюда тоже открываются великолепные виды: на север вдоль идущих вниз ступенек, а также назад, в сторону площади Кальвер.
Ступеньки представляют собой чистейший образец окрашенного сепией (особым видом краски) романтического Монмартра: посередине лестницы установлены двойные перила, между которыми тянутся фонарные столбы, а улочки внизу гораздо более тихие и менее многолюдные, чем на самом холме Монмартр.
Больше фотографий холма Монмартра в Париже тут: Фотогалерея