Национальный музей современного искусства в Париже
Рейтинг 5.00. Голосов: 1Национальный музей современного искусства в Париже (французское название Mus?e National d'Art Moderne) размещается в Центре Жоржа Помпиду, выставки которого можно посетить, поднявшись на эскалаторе.
Музей работает ежедневно, кроме вторника с 11.00 до 21.00; стоимость посещения 7 евро; в музей и на выставки 11, 40 евро, вход свободный в 1-е воскресенье каждого месяца.
Учтите, что Ваш билет рассчитан на однократное посещение, то есть Вы не можете, скажем, выйти ненадолго в кафе Центра и вернуться обратно. В коллекции музея практически полностью представлено изобразительное искусство XX века: шестой этаж посвящен периоду 1905-1960 годов, а пятый – с 1960 года до настоящего времени.
На пятом этаже выставлены также копии архитектурных проектов и предметы мебели современных дизайнеров. Экспозиция музея настолько продуманна и насыщенна, что, в отличие от других, более объемных парижских музеев, этот музей, по-видимому, можно спокойно и внимательно осмотреть всего за несколько часов. ?
Следует отметить также, что постоянная экспозиция постоянно меняется, поэтому предлагаемый ниже обзор может не вполне соответствовать тому, что Вы увидите.
Фовизм, кубизм и дадаизм
Коллекция музея начинается на шестом этаже с работ фовистов («диких») – группы художников, в том числе Андре Дерена, Мориса Вламинка и Жоржа Брака, которые в начале XX столетия объединились вокруг Анри Матисса и работы, которых отличаются яркостью красок, не всегда соответствующих реальным цветам изображаемых объектов.
Так, на картине Жоржа Брака «Эстак» (1906 год) в зале № 2 главное средство создания композиции – цвет: деревья и небо распадаются на сочные мазки красного и зеленого цвета. Другой яркий пример – полотно Матисса «Люкс 1», на котором красочные обнаженные фигуры напоминают примитивные фигуры на картинах Гогена.
«Примитивный человек», находящийся в гармонии с природой и неиспорченный цивилизацией, служил основной темой не только для этих художников, но и для Пикассо. Находясь под сильным впечатлением от африканских масок и скульптур, Пикассо стал воплощать художественную форму в геометрические фигуры, основав кубизм.
В картине «Женщина, сидящая в кресле» (1910 год) в зале № 3 изображаемая натура одновременно показана под разными углами зрения, образуя сложную конструкцию и создавая впечатление движения. Рядом с работами Пикассо висят полотна Брака «Натюрморт со скрипкой» (1911 год), «Человек с гитарой» (1914 год) и другие.
Соседство работ этих двух художников, которые и в жизни проживали бок о бок в «Бато-Лавуар» на Монмартре, символично, так как отражает никогда не прекращавшийся между ними интеллектуальный и художественный диалог.
Еще один художник, находившийся под сильным влиянием кубизма, – это Фернан Леже (зал № 4). Его картины «Женщина в красном и зеленом» (1914 год) и «Контраст форм» наглядно демонстрируют, что Леже создал свои собственные, особые формы кубизма, основанные на изображении фигур в виде труб и шаров. Многие считают, что это влияние машинной эстетики, Первой мировой войны, в которой художник сам принимал участие.
Еще одно последствие кровавой войны 1914-1918 годов – нигилистическое художественное течение дадаизм, получившее свое название от группы «Дада» и возникшее как протест против мелкобуржуазных ценностей. В зале № 7 выставлены работы основных представителей этого движения, в том числе Марселя Дюшана.
Для своих картин Дюшан выбирал повседневные предметы, такие, например, как «Вешалка для шляп» (1917 год), вырывал их из привычного контекста и без каких-либо прикрас выставлял на обозрение, возводя эти предметы в ранг произведения искусства. Вы можете также увидеть здесь самое известное произведение Дюшана, впервые выставленное в Нью-Йорке в 1917 году, обыкновенный писсуар, который художник назвал громким именем «Фонтан».
Абстрактное искусство
Зал № 10 посвящен творчеству Василия Кандинского, который по праву считается основоположником абстрактного искусства. Серии его картин под названиями «Впечатления», «Импровизации» и «Композиции» представляют собой оторванные от конкретных образов формы и мазки цвета, символизирующие отказ от приверженности какой-либо теме в пользу собственно созидательного процесса.
Лирический настрой этих картин, так похожий на музыкальную импровизацию, показал всему миру, что существование художника – значимое явление и что именно художнику принадлежит ведущая роль в создании каждого произведения. Наиболее известной работой художника, хранящейся в музее современного искусства считается картина Незнакомый голос (1916 год).
Соня Делоне, еще один новатор абстрактного искусства, представлена в зале № 12 типичными для нее красочными полотнами. В ее полной жизни картине «Рынок в Миньо» (1916 год) наложение красок выполнено таким образом, что некоторые отходят на второй план, а другие, наоборот, выступают ярче, что создает своеобразный мерцающий эффект. Художница считала, что краски, наложенные по соседству друг с другом, взаимодействуют между собой и таким образом создают соответствующие блики, что полнее отражает реальную жизнь.
Сюрреализм и абстрактный экспрессионизм
Сюрреализм – ответвление дадаизма, для которого было характерно исследование самых потаенных уголков человеческого сознания, – представлен в дальних залах работами Магритта, Дали и Эрнста.
Так, на волнующем полотне немецкого художника Макса Эрнста «Тучный император» (1923 год, зал № 20) мы видим фигуру, изображающую то ли человека, то ли Пизанскую башню, а может, и просто волчок, и все это призвано символизировать ложное понимание мужской власти.
Американский абстрактный экспрессионизм представлен в зале № 34 работами Джексона Поллока и Марка Ротко. На полотне Поллока под названием «№ 26-А, черное и белое» (1948 год) оба цвета борются за главенствующее положение и как бы выплескиваются наружу. Огромная картина Ротко «№ 14 (Коричневое на темном)», напротив, притягивает к себе зрителя темными полосами.
В зале № 41 Вы увидите картины Матисса, отражающие его эксперименты с формой и цветом. Его техника декупажа (то есть создания изображения из цветных кусочков бумаги, когда цвет не нужно наносить на полотно и заключать в определенные линии) достигает совершенства в таких работах, как «Печаль короля» (1952 год), где изображена танцующая перед королем женщина, а сам король играет на гитаре, оплакивая свою ушедшую молодость.
От поп-арта до наших дней
Экспозиция продолжается на пятом этаже демонстрацией художественного течения поп-арт (зал № 3). Здесь висит легко узнаваемая работа Энди Уорхола «Десять Лиз» (1963 год), на которой актриса Элизабет Тейлор изображена с улыбкой Моны-Лизы.
В зале № 4 представлено полотно Ива Клейна «Великая голубая антропофагия; почести Теннесси Уильямсу» (1960 год), одна из серии картин «гравюры тел», в которых художник превратил женские модели в живые кисти, покрытые краской для создания произведений искусства. Большинство гравюр выполнено в прекрасном глубоком и сверкающем синем цвете, изобретенном самим художником и названным «международный синий цвет Клейна».
Более поздние работы обычно составляют сменную часть экспозиции, однако Вы наверняка увидите здесь таких известных художников, как Клас Ольденбург, Кристиан Болтански и Даниэль Бюрен. Кристиан Болтански известен своими огромными инсталляциями, часто имеющими завуалированные намеки на Холокост. Выставленная здесь работа «Резерв» (1990 -1999 годов) представляет собой комнату, увешанную затхлыми поношенными вещами. Эта инсталляция производит довольно тягостное впечатление, так как ясно, что неизвестные владельцы этих вещей мертвы.
Работы Даниэля Бюрена обращают на себя внимание знаменитыми полосками, ширина которых 8,7 сантиметров. В 1986 году этот художник прославился своими черно-белыми полосатыми колоннами, установленными во дворе Пале-Рояля. Поначалу Бюрена сильно критиковали в прессе, но постепенно он из человека, который в мире искусства считался анфан терриблъ («несносным ребенком»), с годами превратился в одного из самых почитаемых при жизни художников Франции. В 2002 году он был удостоен даже персональной выставки в Центре Жоржа Помпиду.
Среди других имен Вы, возможно, встретите имя мастера инсталляции Пьера Юига, который прославился тем, что использовал видео и клипы для исследования взаимодействия реальности и литературного вымысла, истории и человеческой памяти, а также Аннет Мессаже, в чьих монументальных инсталляциях, использующих вполне обыденные предметы для создания тревожного настроения, часто оспаривается традиционное восприятие женщин.
Мастерская Бранкузи
Рядом с северной частью Центра Помпиду, в нескольких шагах от площади перед Центром, находится небольшое отдельное одноэтажное здание, где располагается мастерская Бранкузи (время работы ежедневно, кроме вторника с 14.00 до 18.00; действителен билет в Национальный музей современного искусства).
Скульптор Константин Бранкузи после своей смерти в 1956 году завещал содержимое своей студии в 15-м округе государству, при условии, что она будет сохранена в исконном виде.
Скульптор был до такой степени одержим тем, как его работы заполняют пространство студии, что на место каждой проданной скульптуры устанавливал ее гипсовую копию, поэтому и ныне все четыре соединенных между собой комнаты мастерской строго отражают установленный автором порядок.
В комнатах 1 и 2 экспонируются изящные скульптуры, выполненные из хорошо отполированной латуни и мрамора, в том числе его фирменная абстрактная птица, стилизованные бюсты в форме колонн, а также некоторые предметы, расположенные так, как будто они собираются взлететь.
К сожалению, все эти комнаты расположены за стеклом, что создает ощущение отчуждения и стерильности. Комнаты 3 и 4, где располагались личные апартаменты Бранкузи, производят более благоприятное впечатление. Здесь на одной из стен висят личные инструменты скульптора, которые тоже выглядят как произведения искусства.
Больше фотографий Национального музея современного искусства в Париже тут: Фотогалерея